А.С. Пушкин
Медный всадник
Петербургская повесть
Поэма
Иллюстрации Александра Бенуа
Редакция текста и статья
П.Е.Щеголева
Издание:
Санкт-Петербург,
Комитет популяризации художественных изданий, 1923 год
Тираж отпечатан в типографии имени Ивана Федорова (бывшей типографии поставщиков Двора Его Императорского Величества Р.Голике и А.Вильборг);
ТИРАЖ ВСЕГО 1000 ЭКЗЕМПЛЯРОВ;
ЦЕННЕЙШИЙ И РЕДЧАЙШИЙ ИМЕННОЙ ЭКЗЕМПЛЯР;
ПРОДАНО
Представляем редкую антикварную книгу из раздела «Классика русской и мировой литературы» издание поэмы Александра Сергеевича Пушкина "Медный всадник" с красивейшими иллюстрациями работы выдающегося художника-акварелиста, талантливого искусствоведа
Александра Николаевича Бенуа (1870-1960)
Книга выпущена издательством "Комитет популяризации художественных изданий" в 1923 году. Она получила цензурное разрешение Главлита (Главное управление по делам литературы и издательств) за №4993 и была отпечатана в типографии имени Ивана Федорова (бывшей типографии поставщиков Двора Его Императорского Величества Р.Голике и А.Вильборг – одной из лучших российских типографий) под наблюдением авторитетнейшего печатника первой четверти ХХ века В.И.Анисимова.
Тираж - 1000 экземпляров, в том числе именные и нумерованные.
Наш экземпляр уникальный - он из очень небольшого числа ИМЕННЫХ экземпляров, напечатан для Степана Петровича Яремича, близкого друга Александра Бенуа.
Степан Петрович Яремич (1869-1939) - российский и советский художник, живописец, акварелист, историк искусства, художественный критик и коллекционер. Дружил с Александром Николаевичем Бенуа и сотрудничал с ним, в том числе в журналах «Мир искусства» (автор, график-шрифтист), «Художественные сокровища России», «Старые годы».
Жил и работал в Санкт-Петербурге, публиковал статьи по вопросам русского и западноевропейского искусства, был большим знатоком и коллекционером западноевропейского рисунка. В 1904-1908 годах жил за границей, в основном в Париже, работал в антрепризе С.П.Дягилева, по эскизам А.Я.Головина писал декорации к постановке оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского на сцене парижского «Гранд Опера».
Участник выставок, организованных художественным объединением «Мир искусства», в частности, на выставке 1903 года представлял большое панно «Купание Дианы» (по эскизу А.Н.Бенуа), исполненное в традициях старых мастеров.
Близко сошелся с Альфредом Павловичем Нуроком (музыкальный и художественный критик, член объединения «Мир искусства») и с Константином Андреевичем Сомовым (живописец, график, один из основателей общества «Мир искусства» и одноименного журнала), его полюбили и стали считать за своего Дмитрий Владимирович Философов, Сергей Павлович Дягилев, и Лев Самойлович Бакст.
С 1918 года - заведующий отделением рисунков Эрмитажа, а с 1930 года заведующий реставрационной мастерской Эрмитажа.
Данная книга - ярчайший образец библиофильского издания, ставший своеобразным памятником высочайшего печатного и художественного искусства.
Отпечатано на бумаге "верже" ручной выделки с видимым на просвет геометрическим узором (бумага была изготовлена еще до революции).
Очень большой формат, 34,7 х 27,3 см.
Страниц 73
Наш экземпляр - в издательской суперобложке и в оригинальной издательской иллюстрированной обложке из плотной бумаги красно-коричневого цвета. Книга напечатана на плотной бумаге в 15-й Государственной типографии. Текст с выходными данными книги помещен в двойную рамку черного цвета с рисунком А.Бенуа, украсившую обложку издания. На авантитуле книги - издательская марка Комитета работы М. Добужинского.
В книгу вошло 37 рисунков А.Бенуа: фронтиспис, 29 цельнополосных иллюстраций (они сопровождали на развороте каждую страницу текста), 6 чёрно-белых заставок и концовок и сюжетная виньетка на обложке.
На странице 75 книги помещена «Справка об иллюстрациях к «Медному всаднику», в которой говорится, что «... настоящие иллюстрации - третий вариант - сделаны в 1916 году по заказу Общины Св. Евгении. Данный 3-й вариант частично повторяет рисунки первого варианта, сделанного А.Н.Бенуа по заказу Кружка любителей русских изящных изданий в 1903 году. Был также второй вариант этих рисунков (из шести листов), сделанный автором в 1905 году в Версале по заказу Комиссии народных изданий при Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг, ЭЗГБ (впоследствии Гознак), но и эта серия рисунков не была напечатана. В третьем варианте присутствуют композиции из обеих предшествующих серий рисунков».
Первый заказ на иллюстрирование «Медного всадника» А. Бенуа получил от первого в России объединения библиофилов "Кружок любителей русских изящных изданий" в 1903 г. Именно выпуском иллюстрированной поэмы Пушкина Кружок хотел начать свою издательскую деятельность. Однако правление Кружка единодушно отвергло работы А.Н.Бенуа, посчитав их «декадентскими» и «футуристическими». Как ни отстаивал председатель Кружка В.А.Верещагин идею о напечатании «Медного всадника» именно с этими иллюстрациями, его товарищи с ним не согласились. В итоге это издание так и не было выпущено.
Тогда иллюстрации к «Медному всаднику» приобрел С.П.Дягилев, поместив их в первом номере «Мира искусства» за 1904 год. Их публикация, однако, не была удачной, поскольку из-за спешки не были соблюдены правила их размещения на странице, многие рисунки, созданные для книги , имеющей небольшой формат альманаха пушкинской поры, «потерялись» на страницах журнала большого формата. И тем не менее выход в свет иллюстраций А.Н.Бенуа стал крупным событием художественной жизни России тех лет.
Многие современники художники считали, что эти иллюстрации - лучшее, что сделано Александром Бенуа в области графики.
Всего художником было создано 33 лаконичных и выразительных рисунка, исполненных тушью, 29 из них подкрашены акварелью, что создает впечатление цветных гравюр.
Во второй раз заказ на иллюстрации к «Медному всаднику» был получен А.Н.Бенуа в 1905 году от Комиссии народных изданий при Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг. Иллюстрации были созданы «в усеченном варианте», но опять не вышли в свет.
В третий раз А.Н.Бенуа получил заказ на иллюстрирование поэмы от Комиссии художественных изданий при Общине Св. Евгении - эта серия была исполнена им в 1916 году, но вновь издание книги не состоялось. И только в 1923 году книга с его иллюстрациями была наконец издана Комитетом популяризации художественных изданий.
Размер книги был большой, однако иллюстрации размещены в тексте идеально, а печать рисунков безукоризненна.
Состояние книги – отличное, коллекционное.
Подходит для дорогого подарка.