Джон Мильтон
Потерянный Рай и
Возвращенный Рай
Поэмы
Перевод А. Шульговской
С 50 эстампами на дереве (ксилография) по рисункам
Поля Гюстава Доре;
Санкт-Петербург, Издание А.Ф.Маркс, 1895 год;
Цена 10 000,0 у.е.;
Оплата в рублях по курсу ЦБ РФ
на день покупки;
ИМЕЕТСЯ В НАЛИЧИИ
Представляем антикварную книгу из раздела «Классика мировой литературы» - издание двух поэм Джона Мильтона "Потерянный Рай и Возвращенный Рай", 1895 год.
Подарочное иллюстрированное издание очень большого формата в роскошном издательском переплёте работы одного из лучших мастеров переплётного искусства царской России, Поставщика Двора Его Императорского Величества - Отто Францевича Кирхнера.
Одно из лучших и самых роскошных подарочных изданий России конца ХIХ века. Представляет коллекционной интерес.
ОПИСАНИЕ КНИГИ:
Джон Мильтон «Потерянный Рай и Возвращённый Рай. Поэмы Джона Мильтона с 50-ю картинами Гюстава Доре»;
Перевод с английского А. Шульговской.
С 50 гравюрами на дереве (ксилография) по рисункам Поля Гюстава Доре;
Санкт-Петербург, Издание А.Ф. Маркс, 1895 год;
Очень большой формат «in-folio»: 42,0 x 33,0 см., (формат выбирался исходя из натурального размера оттиска с медного клише гравюры 20,0 х 25,0 см., плюс просторное чистое поле листа вокруг рисунка);
Страниц - XVIII, 332, 3 стр.
В роскошном издательском переплёте работы одного из лучших мастеров переплётного искусства царской России, Поставщика Двора Его Императорского Величества Отто Францевича Кирхнера. Круглёный корешок искусно украшен золотым и конгревным тиснением. Передняя крышка, с высокохудожественной композицией в среднике, обрамлена декоративными рамками с причудливым полихромным арабесковым орнаментом с восточными средневековыми мотивами.
Издание выполнено на высочайшем полиграфическом уровне:
- очень дорогая толстая «слоновая» бумага доставлена Красносельской печатной фабрикой Константина Петровича Печаткина;
- книга украшена 50-ю полностраничными эстампами по рисункам Гюстава Доре, отпечатанными в Германии, в Лейпциге, особым способом печати на отдельных вклейках, не входящих в пагинацию. Перед каждой гравюрой помещён защитный лист-калька с выдержкой из текста и номером Песни;
- особый готический шрифт от одной из старейших и лучших в России шрифтолитейных мастерских Поставщика Императорского Двора «Словолитного заведения О.И.Лемана» в Санкт-Петербурге.
- белые с разводами муаровые форзацы;
- шёлковое ляссе;
Все полностраничные гравюры для книги были отпечатаны в Лейпциге на отдельных листах особой плотной бумаги, привезены в Санкт-Петербург и вплетены в экземпляры тиража в типографии издательства А.Ф. Маркса. Размер оригинальных гравюр на отдельных листах книги очень большой:
- размер листа бумаги 37,0 x 27,4 см.;
- размер печатного оттиска гравюры 25,0 x 20,0 см.;
Сохранность нашего экземпляра - отличная, коллекционная, в таком виде встречается крайне редко. Подходит для дорогого подарка.
О ПОЭМАХ ДЖОНА МИЛЬТОНА
Джон Мильтон (John Milton 1608-1674) - английский поэт, политический деятель и мыслитель, написал поэмы в конце жизни, когда к тому времени он уже полностью ослеп. В этот период для Мильтона наступило полное одиночество - и вместе с тем время величайшего творчества. Этот последний период жизни, с 1660 по 1674, ознаменовался тремя гениальными произведениями: «Потерянный Рай» («Paradise Lost»), «Возвращённый Рай» («Paradise Regained») и «Самсон-борец» («Samson Agonistes»).
«Потерянный Рай» - христианская эпопея о возмущении отпавших от Бога ангелов и о падении человека.
В противоположность героическим эпопеям Гомера и средневековым эпопеям, а также поэме Данте, «Потерянный Рай» не даёт простора творческому вымыслу поэта. Пуританин Мильтон избрал библейский сюжет и передавал его согласно словам Писания; кроме того, его действующие лица принадлежат большей частью к области сверхчеловеческой и не допускают реализма описаний.
С другой стороны, ангелы и демоны, Адам и Ева и другие действующие лица Мильтоновской эпопеи имеют определённый образ в народном воображении, воспитанном на Библии, — и от этих традиций Мильтон, поэт глубоко национальный, никогда не уклоняется. Эти особенности материала, над которым работал Мильтон, отражаются на его поэме; техническая сторона описаний условна, в изложении мало образности; библейские существа часто кажутся только аллегорией. Великое значение «Потерянного Рая» — в психологической картине борьбы неба и ада. Кипучие политические страсти Мильтона помогли ему создать грандиозный образ Сатаны, которого жажда свободы довела до зла.
«Возвращённый Рай» передаёт историю искушения Иисуса Христа духом зла и написана более холодно и искусственно.
Вторая крупная поэма Мильтона - «Возвращенный рай» - значительно слабее. На ней лежит отпечаток уже определенного разочарования в целесообразности и возможности политической революции. Здесь несомненно влияние квакерства, куда ушли наиболее активные силы пуританской революции. Отсюда основная идея «Возвращенного рая» — выяснение путей грядущей революции как духовного перерождения человека. Эта задача олицетворяется в победе Христа над искусителем — сатаной. Ее разрешение является искуплением за падение Адама и Евы, иными словами — за ошибки революции.
Мильтон не отказался от мечты «о новом обществе»: в «Возвращенном рае» Христос основывает «царство божие» на земле, а не на небе, то есть совершает определенную политическую акцию. Но последняя не есть насилие, а просветление и убеждение, отказ от борьбы. Таково содержание и смысл поэмы.
Однако Мильтон не отказался от своих философских взглядов и политических симпатий: в «Возвращенном рае» — те же элементы материализма и в еще большей степени отход от официального христианства. Христос для Мильтона — лишь великий человек (Greater Man), он символизирует «избранных» представителей будущей революции, победивших силы реакции. Сатана же — воплощение дворянской реставрации — особенно щедро наделен чертами Карла I: его вероломством, двуличием и хитростью.
ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ДЛЯ КНИГИ
Впервые иллюстрации Гюстава Доре к поэме Джона Мильтона «Потерянный Рай» были опубликованы в 1866 году в Лондонском издательстве Cassell, Petter & Galpin, основанном в 1846 году Джоном Касселем
(John Cassell, 1817-1865).
В 1865 году, издатели Cassell & Cо, вдохновленные и очень впечатленные гравюрами по рисункам Гюстава Доре к «Библии» и к «Аду» Данте Алигьери - лично встретились с художником и попросили его выполнить рисунки к поэме Джона Мильтона «Потерянный Рай». Свою просьбу они обосновали так:
«…Только иллюстрации Доре к "Аду" Данте соответствуют его работе о Рае, потерянном в эпическом масштабе и острой лирической чувствительности. В его проектах для этого тома мы видим полномасштабное романтическое чтение Мильтона - как празднователя радикального гения и всего заряженного опыта».
Гюстав Доре по заказу издателей Cassell & Cо выполнил 50 рисунков в течение 1866 года, по этим рисункам мастера-гравёры выполнили доски по дереву и в этом же году поэма Джона Мильтона «Потерянный Рай» впервые была опубликована в Лондоне.
Гравюры печатались листах самого большого формата того времени «in-folio». Размеры: 37 x 27,4 сантиметров – лист бумаги, 24,7 x 20 сантиметров - печатный размер гравюры на листе.
ИЗ БИОГРАФИИ АВТОРА ИЛЛЮСТРАЦИЙ КНИГИ
Гюстав Доре (Paul Gustave Louis Christophe Dore 1832–1883) – выдающийся французский иллюстратор и живописец викторианской эпохи.
Родился в Страсбурге в семье инженера. С детства он проявил способности к рисованию, и буквально не выпускал карандаш из рук. Тем не менее, родители надеялись, что юноша поступит в политехническую школу. Но страсть к рисованию победила, хотя Гюстав не получил никакого специального художественного образования. В 1847 году семья Доре переехала в Париж. Пятнадцатилетний художник обратился к издателю Шарлю Филипону, который принял молодого человека в число сотрудников «Journal pour rire». В течение нескольких лет Доре еженедельно готовил для журнала сатирические рисунки. С 1848 года он начал выставляться в парижском Салоне, в 1852 году оставил работу в журнале ради иллюстрирования книг.
Вышедшее в свет в 1854 году недорогое издание романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» с иллюстрациями Доре стало сенсацией, и художник приобрел невиданную популярность.
В 1855 году были изданы «Озорные рассказы» Бальзака, упрочившие славу молодого мастера. Почти одновременно Доре создает цикл рисунков к роману своего друга Теофиля Готье «Капитан Фракасс».
В 1860-х годах возникает мода на Доре, каждый писатель и издатель стремится выпустить книгу с его иллюстрациями. В 1861 году художник начинает работу над «Божественной комедией» Данте — этот гигантский труд был завершен в 1869 году. В 1862 году он издает «Сказки» Перро и «Басни» Лафонтена, в 1863-м иллюстрирует «Дон Кихота» Сервантеса и «Приключения Мюнхгаузена» Распе, в 1866-м выходит в свет большой цикл графических листов к Библии. В то же время Доре занимается живописью, выставляя монументальных размеров холсты — пейзажи и многофигурные композиции. В 1867 году в Лондоне открылась Галерея Доре, имевшая шумный успех. Художник с триумфом прибыл в английскую столицу и провел здесь три года, создав 180 гравюр для альбома «Лондон», изданного в 1872 году. Но наибольшей популярностью пользовались книжные иллюстрации Доре.
Доре называют величайшим иллюстратором XIX века за непревзойдённую игру света и тени в его графических работах. Как иллюстратор Доре удивляет своей беспримерной плодовитостью и неистощимой находчивостью фантазии; производя несчетное множество рисунков, он умел сочинять самые разнообразные сцены, в большинстве случаев проникнутые живым драматизмом, обставлял их вполне подходящими к ним околичностями и особенно мастерски придавал им живописность удачно выбранными мотивами окружающего их пейзажа и освещения.
Гравюры Доре выполнялись в технике «ксилография» - когда доски для печати делались на дереве. В технике «ксилография» есть две разновидности: «продольная» (обрезная) гравюра и «торцовая» (тоновая) гравюра. Важнейшая особенность «продольной» гравюры - господство чёрного штриха. А вот «торцовая» гравюра произвела переворот в книжной графике. Ксилография заняла господствующее положение в книге, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле. Твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравнимо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения. Гюстав Доре работал именно в технике «торцевой» гравюры.
О МАСТЕРАХ-ГРАВЁРАХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ПОЭМЫ «ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ»
Вместе с Гюставом Доре над его иллюстрациями к книге Джона Мильтона «Потерянный Рай» работали девятнадцать лучших мастеров-гравёров того времени из разных стран Европы – из Франции, Бельгии, Англии. Они по достоинству могут считаться соавторами гравюр вместе с Гюставом Доре.
Вот лишь несколько имен из 19-ти гравёров (примечание*):
- Шарль Лаплант (Charles Laplante) (1837-1903) французский гравёр;
- Адольф Гусман (Adolphe Gusmand) (1821-1905) французский гравёр;
- Антуан Пью (Antoine Alphee Piaud) (1813-1867) французский гравёр;
- Эд Линьи (Ad Ligny) (1855–1876) французский гравёр;
- Лоран Отелин (Laurent Hotelin) (годы жизни неизвестны) французский гравёр;
Примечание*:
На сегодняшний день ни в России, ни в Европе нет точной и полной, сведенной в одном месте, информации о том - кто из гравёров и для какой иллюстрации к поэме Джона Мильтона «Потерянный Рай» выполнял оттиск на деревянной доске по рисунку Гюстава Доре.
Мы провели огромную работу и потратили на нее много времени, чтобы по отдельной, разрозненной информации на Европейских антикварных и искусствоведческих ресурсах собрать полный список имен гравёров и наименование иллюстрации к поэме Мильтона, которую гравировал каждый из них.
Мы считаем, что для старинных гравюр выдающихся художников-иллюстраторов имя мастера-гравёра должно быть известно владельцу книги точно так же, как имя художника, так как художник и гравёр – они оба являются полноценными авторами иллюстрации-гравюры.
Полный список всех имен мастеров-граверов представлен в сертификате к изданию и будет передан владельцу книги.
О ПЕРЕПЛЕТЧИКЕ О.Ф.КИРХНЕРЕ
Отто Францевич Кирхнер (Kirchner Otto) (1848–1901) – предприниматель немецкого происхождения, основатель переплетной фабрики.
30 ноября 1871 года в Санкт-Петербурге, на Малой Морской, в доме № 14 23 летний немецкий мастер Отто Францевич Кирхнер открыл переплётную мастерскую в очень небольших размерах и с весьма ограниченными средствами. Заветной целью Кирхнера было добиться того, чтобы иметь возможность изготавливать изящный, прочный и в то же время, доступный и дешевый для простых людей переплёт. Именно эта цель помогла ему расширять своё производство год за годом. В 1898-1899 гг. фабрика Отто Кирхнера уже работала на Петербургской стороне.
О признании высокого качества продукции, выпускаемой фабрикой Отто Кирхнера, свидетельствуют такие факты как присвоение ей высокого статуса «Поставщика двора его Императорского величества» и Золотые медали на двух Всероссийских промышленных выставках: в 1895 году в Санкт-Петербурге и в 1896 году в Нижнем Новгороде.